Губернатор Приамурья способствовал отмене пошлин на экспорт сои
С 1 июля в России отменят 20-процентные таможенные экспортные пошлины на эту культуру, введенные 10 лет назад. Над этим вопросом плотно работал Олег Кожемяко. Руководитель области, которая на сегодня является безоговорочным лидером по производству сои, неоднократно поднимал этот вопрос на федеральном уровне. Инициативу амурского губернатора в Москве услышали. Первый вице-премьер Виктор Зубков пообещал: вопрос будет решен.
По мнению чиновников, эта мера приведет к существенному повышению цен на продукцию. Однако сельхозпроизводители уверены: массовых продаж за рубеж не будет, поскольку стоимость продукции не превысит порога, после которого аграрии начнут отказываться от «родных» покупателей.
На сегодняшний день на долю Амурской области приходится 45% от общероссийского производства этой агрокультуры. По Дальнему Востоку этот показатель еще выше и составляет 63% от общего объема. В нынешнем году амурские аграрии собрали рекордное количество фирменной амурской культуры — 825 тыс. тонн. По планам областного минсельхоза, посевные площади под сою будут расти. В следующем году планируется собрать 900 тыс. тонн, а к 2013 году стоит задача выйти на показатель в миллион тонн. В связи с этим руководство региона обеспокоилось проблемой сбыта — объемы производства увеличиваются, а товар останется замкнутым в рамках Дальнего Востока.
Напомним, решение о введении 20-процентной ставки на экспорт сои было принято в 2001 году с целью развития внутренней переработки данной культуры. На тот момент на всю Россию приходилось четыре завода, занимающихся переработкой бобовой культуры. Сейчас спрос на сою в стране даже ниже, чем объемы выращенного урожая. «Амурагроцентр» пока основной переработчик этой культуры в Приамурье. Вскоре в области будет построен новый маслоэкстракционный завод. Основной продукцией предприятия в Белогорске будут соевый шрот, рафинированное масло, соевый лецитин, который востребован пищевой и кондитерской промышленностью. Однако даже эта дополнительная переработка – 300 тысяч тонн в год – не сможет полностью обеспечить рынок сбыта амурской сои. Поэтому излишки с выгодой для себя крестьяне спокойно могут продавать за границу.
В целом, как отмечают эксперты, в последние годы ситуация на рынке соеводства достаточно оптимистична, и теперь пошлина лишь мешает сельхозпроизводителям, зависящим от цен внутреннего рынка.
Как уверяет глава амурского минсельхоза Виталий Худолеев, отмена пошлинных ограничений поможет продать излишки сои за рубеж. А это почти 350 тысяч тонн. Неоспоримый плюс – повышение цены на культуру внутри региона, а значит – дополнительная прибыль для сельхозпроизводителей. «В настоящее время наши крестьяне продают сою по цене 11 рублей за килограмм. Благодаря тому, что рынок сбыта значительно расширится за счет стран Азиатско-Тихоокеанского региона, цена может вырасти примерно до 14-15 рублей»,— подчеркнул на встрече с журналистами Виталий Худолеев.
Амурские аграрии согласились, что благодаря отмене пошлин на вывоз соевых бобов стоимость сои возрастет. «Сейчас мы продаем ее по цене 10 рублей за килограмм. После открытия границ в лучшем случае эта цифра вырастет до 12,5 рублей, потому что сейчас в Китае килограмм стоит 20 рублей, — отмечает главный агроном агрофирмы «Партизан» Леонид Ковляков.— Это значит, что наши основные покупатели — Амурагроцентр, Иркутский масложиркомбинат и хабаровские предприниматели – будут вынуждены повысить цену»,— добавляет он.
Однако эксперты заверяют, что далеко не все сельхозпроизводители могут вести себя так спокойно. Сейчас практически все хозяйства региона прокредитованы, а основной кредитодатель — Иркутский масложиркомбинат, который, по совместительству, является и покупателем сои. «Если Китай скажет: «Мы берем ваш товар по цене 20-24 рубля за килограмм», то, конечно, мы им его повезем. Но ведь такой цены не будет, а значит, проще будет расплачиваться с родными иркутянами, у которых, к тому же, для нас льготные кредиты»,— рассказал господин Ковляков. Правда, агроном отметил, что у китайцев есть одно неоспоримое преимущество — быстрота. По его словам, «если им будет нужно, то они и машины закажут, и деньги тут же отдадут, лишь бы быстрее сою скупить и увезти».